Мало кто из автолюбителей взял за правило регулярно (не реже чем раз в неделю) проверять давление в шинах. Чаще всего их состояние оценивается на глаз: приспустило – надо подкачать. Такое пренебрежительное отношение к давлению может дорогого стоить: ускоренный износ протектора и – как крайний случай – авария. Каким же должен быть этот показатель?
От чего оно зависит
Основную информацию можно почерпнуть из руководства по эксплуатации данной марки и модели автомобиля. Но следует иметь в виду: сведения в мануале приведены только для «штатной» резины, которой укомплектован автомобиль на заводе.
Между тем каждый производитель автопокрышек устанавливает свои рекомендации по давлению, в которых учитываются такие показатели как тип резины (зимняя, летняя), диаметр диска и колеса, а также для автомобилей какой массы они предназначены.
Публикуемые значения весьма усредненные. На практике же автовладельцы должны вносить собственные корректировки при накачке колеса, создавая давление больше или меньше значений «номинала» в зависимости от нескольких факторов.
Первый – это температура окружающей среды. Известно, что при высоких температурах любой материал, в том числе и воздух в замкнутом пространстве расширяется. Следовательно, в колесе создается избыточное давление – на 0,1 бара при увеличении температуры на 100 С. При подкачке шины следует учитывать этот фактор и немного «недокачивать» колесо до рекомендуемого давления. В зимний период, наоборот, следует доводить его до максимально допустимого значения, намеренно перекачав колеса (в теплом гараже или боксе!) на 0,2-0,3 бара. Ведь на морозе давление может упасть на пол-атмосферы.
Второй фактор – условия эксплуатации автомобиля. Если колеса постоянно «бороздят» грунтовые дороги или пространства вообще без покрытия, давление в шинах следует слегка понизить, чтобы меньше перегружать элементы подвески. Если же впереди вовсе проблемный затяжной участок из песка или грязи, перед его штурмом рекомендуется приспустить колеса более основательно – на 0,5 бара и даже ниже, чтобы не застрять. Правда, тут можно переборщить: если шина окажется слишком сильно сдута, есть риск, что при преодолении препятствия покрышку провернет вокруг диска.
Третье – зависимость давления в шинах от загрузки автомобиля. Чем выше нагрузка на колеса, тем больше деформируются покрышки. Следовательно, колесо нужно подкачать. На некоторых автомобилях наклейки с таблицей рекомендуемого давления располагаются на внутренних элементах кузова, например, под лючком горловины бензобака. Также стоит учитывать, какие шины у Вас стоят. Как выбрать автомобильные шины, мы писали в этой статье.
И, наконец, четвертая определяющая давления в шине – манера езды автовладельца. Тут никакие таблицы и рекомендации не помогут. Все определяется личными ощущениями водителя. Правда, необходимо помнить: на перекаченных колесах автомобиль несколько теряет управляемость, а от перегрева при сверхагрессивной езде давление может увеличиться даже вдвое. Кроме того, повышается нагрузка на детали подвески. К тому же происходит интенсивное стирание протектора в его средней части.
Пониженное давление, с одной стороны, обеспечивает более мягкий и комфортный ход, с другой – ведет к увеличению расхода топлива и тоже ускоренному износу протектора, правда, уже не посредине, а по бокам. Если давление упало значительно, возможен перегрев колеса и даже его разрыв «на выстрел», что крайне опасно. Впрочем, такое возможно и при сильно перекаченном колесе.
Таким образом, наименьшим злом является давление, близкое к норме. С учетом вышеизложенных поправок на погоду. Следует знать: отклонение от нормы в любую сторону на 15-20% увеличивает скорость износа шины почти на треть. И главное: давление в каждой паре передних и задних колес должно иметь абсолютно одинаковое значение.
От Паскаля до мигрени
Конечно, неприятно то и дело нагибаться с манометром в руках. Гораздо больше повезло владельцам внедорожников последних моделей, имеющих функцию регулировки давления в шинах. Ну или тем, у кого показания специального датчика, установленного в нипеле, выводятся на щиток приборов.
Неудобство, которое ожидает как автовладельца с манометром в руках, так и обладателя продвинутых технологий, в том, что в мире не пришли к единой единице измерения давления. В России оно традиционно рассчитывается в технических атмосферах, или в кгс/см2 (килограмм-сила на квадратный сантиметр), что идентично атмосфере; в каких-то странах используется обозначение «бар» (bar). Его многие тоже считают тем же самым, что и атмосфера, что почти правильно – различие, хоть и небольшое, но все-таки есть. Есть еще килопаскаль (kPa, кПа). А в американской версии вообще используется какая-то режущая русское ухо «фунт-сила на квадратный дюйм» (PSI). Кроме того, наша родная техническая атмосфера, оказывается, отличается от «атмосферы физической»…
Чтобы окончательно не запутаться в терминах, желательно иметь под рукой соответствующую таблицу переводов величин, обозначающих давление. Из нее можно почерпнуть, например, что 100 кПа равняется 1,0197 бара, или 14,504 PSI, или 0,98692 технической атмосферы, а сама техническая атмосфера это 1,033 атмосферы физической. Ну и так далее, если этого не достаточно, чтобы мозг вскипел.
Таблица давления для каждой модели тут.
Добавить комментарий