Немногим более трёх десятков лет назад понятие Спортивного Утилитарного Автомобиля (Sport Utility Vehicle) ворвалось в жизнь всего автопрома. Сегодня класс SUV — это массовое производство, превосходящее по объемам производство «микробов», типа Smart.
Странная комбинация семейного авто и чистого вездехода стала настолько привлекательной для рынка, что ни у одного автопроизводителя не осталось пробела в этом сегменте. Даже АВТОВАЗ в своих рядах располагает «Нивой».
Тот самый Willys
Кто-то задавал себе вопрос «Почему?» Как появились джипы, СУВы, внедорожники, кроссоверы и прочие полноприводные автомобили, в которых можно из глухой деревни выбраться семьей в цивилизацию, или наоборот? Кто придумал увеличить клиренс универсала или хэтчбека, снабдить его полным приводом и подорвать весь автопром? В конце концов, водители внедорожников, вы вообще знаете, что к чему?
Конечно, вы, наверное, думаете, что корни растут со времен Второй Мировой, когда на поле боя мчали неповоротливые Jeep Willys и Land Rover. Из-за отсутствия дифференциала радиус разворота этих 4×4 был таков, что можно было окружить танковую дивизию. Короче, технологии тех времен несопоставимы с современностью, поэтому забудем про войну и вернемся в 70-е годы. Это все равно, что говорить о «седанах» 30-х годов.
Jeep Cherokee XJ
Все это началось в конце 1970-х, когда, до тех пор прибыльная Американская Корпорация Двигателей (AMC), почуяла волну экономического спада. Да-да, как раз в то время, когда Америку охватил энергетический кризис. Парадокс, но именно тогда и зародились внедорожники. Это сейчас мы ассоциируем их с огромными мощными моторами, пожирающими тонны топлива. Для среднестатистического американца движок, объемом менее чем в три литра использовался в качестве брелока для ключей. Именно в эпоху кризиса, когда цена на нефть увеличилась вдвое, появились компактные 2,0-3,0 литровые моторы, устанавливаемые на СУВы. Энтузиасты посчитали, что автомобили США ежедневно расходовали 24000 тонн топлива, стоя в очередях на бензоколонках!
Ford Explorer 1991 года
В 1975 году США взяла курс на Корпоративную Взвешенную Топливную Экономию (CAFE). Как раз в то время, когда первые внедорожники сходили с конвейеров. На то время у японских автомобилей не было проблем с жаждой посещать бензоколонки, поэтому крупные игроки только подогревали конкуренцию на рынке. Правительство США установило жесткие стандарты относительно расхода топлива: для моноприводных авто — 13,7 л/100 км, а для полноприводных — 14,9 л/100 км. И стандарты только ужесточались.
AMC — главный производитель двигателей должен был оперативно сообразить и переналадить производство под экономичные моторы. На помощь пришел французский концерн Renault. Французы то и дело вкладывали деньги в американский автопром, а в 1979 году вообще приобрели часть акций компании.
Mercedes-Benz M-Class 1997 года
Спасение пришло только в 1984 году, когда Jeep показал Cherokee XJ, модель, которую разрабатывали целых 5 лет! Под капотом нового Cherokee стоял 2,5-литровый мотор на 105 или 130 «лошадок», а топ-версия оснащалась мотором V6 с еще более скучной мощностью — 110 л.с., чахлых и голодных. Новый Чероки стал короче и легче предшественника. К тому же появились версии и с тремя дверьми, что окончательно позволяло вписаться в жесткие стандарты экономии топлива.
В то время, когда появились Jeep Cherokee энергетический кризис начал спадать. Цены на топливо падали, банки снова стали давать кредиты, у государства не было оснований ограничивать расход топлива на авто. Увеличилась так же демография покупателей внедорожников — их стали покупать женщины, или советовать купить своим супругам. Продажи СУВов стали расти. Рено продает AMC Крайслеру, а это означало только одно — теперь борьбу на рынке ведут три гиганта: Ford, Chrysler и GMC.
Ford Explorer
В США эта тройка нашла лазейку в законодательстве, с помощь которой компания регистрировала автомобили, как грузовые транспортные средства. Таким образом, производители не только получали заниженные пошлины, но и увеличенный коридор по топливному потреблению. А это означало только одно — теперь четырехлитровые моторы стали брелоками. Да здравствует 5,8 HEMI V8!!!
Подсмотрев через щелку успех Cherokee, Ford выпускает в 1991 году изобразительное искусство современного внедорожностроения — модель Explorer легендарный внедорожник, которому суждено было стать популярным. В разгар разрастания активности молодежи увеличивается и доля СУВов в США. Теперь внедорожники и пикапы светятся в фильмах, в которых студенты и старшие школьники «снимают девочек». Это была мода.
BMW X5 2000 года
Первый Ford Explorer оснащался V-образным бензиновым двигателем на 6 цилиндров объемом 4.0 литра и мощностью 155 л.с. До 1999 года Ford продавал по 400000 «Исследователей» ежегодно.
Будучи по определению большим, нежели седаны, тогдашние СУВы имели один главный и неоспоримый недостаток — склонность к переворачиванию из-за высокого центра тяжести. Этот недостаток устранили инженеры AMC, установив на Чероки независимую подвеску.
Porsche Cayenne 2002 года
Но и это еще не все. Поскольку с каждым годом Эксплореров становилось все больше и больше (а он был самым популярным внедорожником тех лет), у населения складывалось негативное впечатление об автомобиле, так как в новостных сводках чаще говорили о перевернутых Эксплорерах, а не Чероки. Однажды этим заинтересовалось и правительство. Ford не стал переделывать элементы подвески или увеличивать колею автомобиля, а посоветовал всего-навсего изменить давление в шинах!
Cadillac Escalade 2000 года
Когда в 2000 году NHTSA спросила компанию Форд, почему же, все таки, автомобили так часто оказываются перевернутыми, инженеры ответили, что во всем виноваты шины Firestone! Дело в том, что компания-поставщик шин для Ford Explorer рекомендовала завышенное давление в колесах, несопоставимое с характеристиками автомобиля. Отсюда и были проблемы. Перекачанное колесо легко взрывалось, а водитель по инерции смешал автомобиль в противоположную сторону от заноса, что приводило к смещению центра тяжести и резкому колебанию кузова. В итоге, от переворотов автомобилей умерло 250 человек и еще 3000 получили увечья.
Infiniti QX56 2004
Такие цифры и сводки об автокатастрофах подорвали имидж внедорожников, как семейных автомобилях. Люди перестали доверять таким автомобилям, прежде всего потому, что опасались за жизнь детей. И автопроизводители меняют тактику. Маркетологи быстро переключились на ассоциации: большой автомобиль — для больших людей и большого груза, быстрый и маневренный — для активных людей и активного отдыха. Такую маркетинговую политику мы можем видеть и сейчас.
Не требовалось много времени для того, чтобы внедорожники заполонили души автолюбителей. Если в конце ХХ века американцам не было равных, то уже в начале нынешнего века на рынке полноприводных авто царит чистая конкуренция. В битву первыми включились японцы — Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero были самыми популярными моделями. В 1997 году проснулась и Европа (помним, что Land Rover уже давно существовал). Первыми из спячки выскочили инженеры Daimler-Benz, выпустив на конвеер Mercedes-Benz M-Class. В 2000 году мир увидел и полюбил BMW X5, через два года Volkswagen принимает потрясающее решение — выпуск внедорожника Touareg! В том же году появился Porsche Cayenne. Это был край возможностей джипа на городских дорогах. В 2006 году появился еще один новый огромный Audi Q7. Кроссоверы меньших размеров появляются ежегодно по 10 штук.
Видя, что конкуренция растет, а спросом пользуются японские СУВы, GM вспоминает об истинных чувствах народа ко всему огромному: Великие Озера, Большой Каньон, Ниагарский Водопад, Биг-Мак наконец и выпускает Cadillac Escalade в 2000 году. После этого все рэпперы пересели в этот «сарай», а у кого не было Эскалейда, тот не считался крутым рэппером.
Сегодня выбор полноприводных автомобилей не просто велик, а он ошеломительно велик: от дешевой и проходимой «Нивы» и городской зажигалки Nissan Juke до вульгарно привлекательного и роскошного Infiniti QX56.
Добавить комментарий